Когда продаете или покупаете жилье, важно все правильно оформить, чтобы потом без проблем перерегистрировать право собственности. Рассказываем, как оформить договор купли-продажи квартиры: какие данные для него нужны, надо ли идти к нотариусу, что делать после подписания. Предлагаем понятную пошаговую инструкцию и шаблон.
Автор: Дарья Сопина
Данные продавца и покупателя. Нужно написать имя, фамилию и отчество, дату и место рождения. Обязательны и паспортные данные: серия и номер документа, где, когда и кем он выдан. Также нужно указывать код подразделения органа, выдавшего паспорт, и место регистрации продавца и покупателя.
Данные объекта недвижимости. Чтобы исключить разногласия, нужно описывать его максимально подробно. Укажите точный и полный адрес, этажность, количество жилых комнат, площадь. Обязательно нужен номер технического паспорта и наименование органа, который его выдал.
Сведения о праве собственности. Пропишите, на каком основании продавец владеет недвижимостью: например, на основании предыдущего договора купли-продажи и выписки из ЕГРН. Обязательны порядковые номера таких документов, а еще желательно указать даты и места их выдачи или заключения.
Цена и порядок расчета. Это — обязательное условие. Укажите сумму цифрами и прописью в рублях и опишите, как произойдет расчет: где его проведут, когда, в какое время.. Если покупатель перечислит деньги на счет продавца, укажите его реквизиты. Это нужно, чтобы в случае споров можно было подтвердить факт передачи денег.
Дополнительные условия. Их может быть много в зависимости от обстоятельств сделки. Чаще всего указывают сроки передачи недвижимости, ее состояние, санкции за неисполнение обязательств по договору и так далее.
ПЕРЕЙТИ В КАНАЛ С ЛОТАМИ НА СРОЧНЫЙ ВЫКУП
Договор можно написать от руки, напечатать на принтере и подписать или пойти за его оформлением к нотариусу. Обращение к нотариусу — оптимальное решение, потому что он сразу проверит юридическую чистоту сделки. Но можно и без него. Главное, чтобы в документе не было ошибок, и чтобы он был заключен в трех экземплярах. Один остается у продавца, другой — у покупателя, третий вы отдаете в Росреестр для регистрации права собственности на недвижимость.
Составлять договор купли-продажи нужно в следующем порядке:
Также обязательно укажите в договоре, что он вступает в силу с момента его подписания. А еще что стороны совершили сделку без всяческого давления и продавец гарантирует, что жилье никому не подарено, не заложено.
Есть дополнительные пункты, которые тоже лучше прописать:
Если вы никогда не составляли договор купли-продажи квартиры, сделать это с первого раза без ошибок будет сложно. Мы подготовили шаблон: просто заполните его своими данными, распечатайте и подпишите.
СКАЧАТЬ ШАБЛОН ДОГОВОРАСам договор нужно пронумеровать, а еще лучше — скрепить между собой клейкой лентой или обычным лейкопластырем. И расписаться на нем так, чтобы часть текста была на лейкопластыре, часть — на бумаге. Также подпишите каждую страницу внизу листа, и не забудьте поставить подписи в конце.

Напишите, на скольких листах прошит договор, и поставьте подписи
Мы уже говорили, что к нотариусу идти не обязательно. Но есть исключения — сделка должна быть нотариально заверена, если:
Некоторые вещи нужно отдельно отразить в договоре. Например, если покупатель использует материнский капитал, это обязательно указывают и прописывают порядок расчета с учетом проверки сделки Пенсионным фондом России. Если квартира в ипотеке, это тоже нужно указать: в этом случае продавец сначала погашает задолженность, а потом покупатель переоформляет право собственности на себя.

Так, например, выглядит договор купли-продажи жилья, которое покупают с использованием кредита под материнский капитал
Также в некоторых случаях понадобятся дополнительные документы. Желательно заключать акт приема-передачи квартиры — он гарантирует, что продавец передает ее в надлежащем состоянии, а покупатель не имеет претензий. Но этот пункт можно указать сразу в договоре купли-продажи. А вот если деньги передают наличными, обязательна расписка. Продавец пишет ее, чтобы подтвердить получение денег.
В оформлении сделок много тонкостей. Если у вас сложный случай, обращайтесь к нотариусу: он поможет грамотно составить договор и проверит юридическую чистоту объекта недвижимости.
ПОЛУЧИТЬ КВАРТАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ ФОНДА
После подписания документа покупатель регистрирует право собственности в Росреестре. Сделать это можно двумя способами:
Через нотариуса. Если заверяли договор у него, он сам передаст все документы. Право собственности зарегистрируют в электронном формате и в ускоренном режиме, потому что нотариус уже проверил сделку, и специалисты Росреестра не будут этим заниматься.
Через МФЦ. Приносите им паспорта продавца и покупателя, договор купли-продажи, документы на недвижимость. А через 7–9 дней забираете новую выписку из ЕГРН с подтверждением права собственности нового владельца жилья.

Выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности, выглядит так
В обоих случаях нужно заплатить государственную пошлину. Обычно она составляет 2 000 ₽ за регистрацию сделки, но бывают исключения. Полный прайс можно посмотреть на сайте Росреестра.
Если вы планируете купить недвижимость как инвестицию*, обратите внимание на другой более прибыльный инструмент. Фонд «Бридж Кредит» предлагает инвестировать в займы под залог недвижимости: давать деньги в долг под проценты. Даже если займ не вернут, вы просто продадите залог и все равно получите деньги и дополнительную прибыль. Доходность такого инструмента — 13–24% годовых. Рисков нет, потому что сумма займа не превышает 50% стоимости залога, а сам залог мы оформляем на вас и страхуем.