Когда продаете или покупаете жилье, важно все правильно оформить, чтобы потом без проблем перерегистрировать право собственности. Рассказываем, как оформить договор купли-продажи квартиры: какие данные для него нужны, надо ли идти к нотариусу, что делать после подписания. Предлагаем понятную пошаговую инструкцию и шаблон.
Автор: Дарья Сопина
Данные продавца и покупателя. Нужно написать имя, фамилию и отчество, дату и место рождения. Обязательны и паспортные данные: серия и номер документа, где, когда и кем он выдан. Также нужно указывать код подразделения органа, выдавшего паспорт, и место регистрации продавца и покупателя.
Данные объекта недвижимости. Чтобы исключить разногласия, нужно описывать его максимально подробно. Укажите точный и полный адрес, этажность, количество жилых комнат, площадь. Обязательно нужен номер технического паспорта и наименование органа, который его выдал.
Сведения о праве собственности. Пропишите, на каком основании продавец владеет недвижимостью: например, на основании предыдущего договора купли-продажи и выписки из ЕГРН. Обязательны порядковые номера таких документов, а еще желательно указать даты и места их выдачи или заключения.
Цена и порядок расчета. Это — обязательное условие. Укажите сумму цифрами и прописью в рублях и опишите, как произойдет расчет: где его проведут, когда, в какое время.. Если покупатель перечислит деньги на счет продавца, укажите его реквизиты. Это нужно, чтобы в случае споров можно было подтвердить факт передачи денег.
Дополнительные условия. Их может быть много в зависимости от обстоятельств сделки. Чаще всего указывают сроки передачи недвижимости, ее состояние, санкции за неисполнение обязательств по договору и так далее.
ПЕРЕЙТИ В КАНАЛ С ЛОТАМИ НА СРОЧНЫЙ ВЫКУП
Договор можно написать от руки, напечатать на принтере и подписать или пойти за его оформлением к нотариусу. Обращение к нотариусу — оптимальное решение, потому что он сразу проверит юридическую чистоту сделки. Но можно и без него. Главное, чтобы в документе не было ошибок, и чтобы он был заключен в трех экземплярах. Один остается у продавца, другой — у покупателя, третий вы отдаете в Росреестр для регистрации права собственности на недвижимость.
Составлять договор купли-продажи нужно в следующем порядке:
Также обязательно укажите в договоре, что он вступает в силу с момента его подписания. А еще что стороны совершили сделку без всяческого давления и продавец гарантирует, что жилье никому не подарено, не заложено.
Есть дополнительные пункты, которые тоже лучше прописать:
Если вы никогда не составляли договор купли-продажи квартиры, сделать это с первого раза без ошибок будет сложно. Мы подготовили шаблон: просто заполните его своими данными, распечатайте и подпишите.
СКАЧАТЬ ШАБЛОН ДОГОВОРАСам договор нужно пронумеровать, а еще лучше — скрепить между собой клейкой лентой или обычным лейкопластырем. И расписаться на нем так, чтобы часть текста была на лейкопластыре, часть — на бумаге. Также подпишите каждую страницу внизу листа, и не забудьте поставить подписи в конце.
Напишите, на скольких листах прошит договор, и поставьте подписи
Мы уже говорили, что к нотариусу идти не обязательно. Но есть исключения — сделка должна быть нотариально заверена, если:
Некоторые вещи нужно отдельно отразить в договоре. Например, если покупатель использует материнский капитал, это обязательно указывают и прописывают порядок расчета с учетом проверки сделки Пенсионным фондом России. Если квартира в ипотеке, это тоже нужно указать: в этом случае продавец сначала погашает задолженность, а потом покупатель переоформляет право собственности на себя.
Так, например, выглядит договор купли-продажи жилья, которое покупают с использованием кредита под материнский капитал
Также в некоторых случаях понадобятся дополнительные документы. Желательно заключать акт приема-передачи квартиры — он гарантирует, что продавец передает ее в надлежащем состоянии, а покупатель не имеет претензий. Но этот пункт можно указать сразу в договоре купли-продажи. А вот если деньги передают наличными, обязательна расписка. Продавец пишет ее, чтобы подтвердить получение денег.
В оформлении сделок много тонкостей. Если у вас сложный случай, обращайтесь к нотариусу: он поможет грамотно составить договор и проверит юридическую чистоту объекта недвижимости.
ПОЛУЧИТЬ КВАРТАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ ФОНДА
После подписания документа покупатель регистрирует право собственности в Росреестре. Сделать это можно двумя способами:
Через нотариуса. Если заверяли договор у него, он сам передаст все документы. Право собственности зарегистрируют в электронном формате и в ускоренном режиме, потому что нотариус уже проверил сделку, и специалисты Росреестра не будут этим заниматься.
Через МФЦ. Приносите им паспорта продавца и покупателя, договор купли-продажи, документы на недвижимость. А через 7–9 дней забираете новую выписку из ЕГРН с подтверждением права собственности нового владельца жилья.
Выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности, выглядит так
В обоих случаях нужно заплатить государственную пошлину. Обычно она составляет 2 000 ₽ за регистрацию сделки, но бывают исключения. Полный прайс можно посмотреть на сайте Росреестра.
Если вы планируете купить недвижимость как инвестицию, обратите внимание на другой более прибыльный инструмент. Фонд «Бридж Кредит» предлагает инвестировать в займы под залог недвижимости: давать деньги в долг под проценты. Даже если займ не вернут, вы просто продадите залог и все равно получите деньги и дополнительную прибыль. Доходность такого инструмента — 13–24% годовых. Рисков нет, потому что сумма займа не превышает 50% стоимости залога, а сам залог мы оформляем на вас и страхуем.